Покрово-Татьянинский собор.
Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Изнесение Креста Господня

13 августа 2020, в Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, настоятель собора протоиерей Николай Иванов  изнес из алтаря для поклонения верующим честной Крест Господень. Эта традиция совершается ежегодно перед началом Успенского поста.

Праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня имеет свою историю, которая относит к XII веку. В Константинополе в то время бушевала страшная эпидемия, которая прекратилась, когда весь город собрался на соборную молитву и возглавляемым патриархом крестным ходом пронес по улицам Древо Креста Господня. В благодарность Богу за чудесное исцеление было установлено празднование этого дня с освящением воды 1-го августа (по ст.ст.). 

Однако не всякое историческое памятование ограничивается рамками времени и кругом фактов, любой праздник в христианской литургической практике имеет в себе прямое или символическое осмысление, относящееся непосредственно к каждому стоящему в храме. Вынос Креста предваряет Успенский пост — второй по значимости и строгости после Великого, — от того осмысление этого выноса должно смеживаться с постными настроениями…

Крест есть главное оружие и символ христианства, символ победы Жизни над смертью, однако, в литургической практике любой праздник связанный с Крестом служится в фиолетовом или бордовом облачении, то есть в постных оттенках, а вынос Креста происходит под покаянное пение «Святый Боже». Крест Господень является также напоминанием о самом ужасном поступке, который человек мог совершить. При взгляде на Распятие вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду и Голгофа — искупительный путь Иисуса Христа. «Грядый Господь на вольную страсть и горе тому, кем Сын Человеческий предается!» — Бог, принявший человеческую природу, был убит самой мучительной и позорной казнью от рук своего же создания! Не нужно быть богословом, чтобы понять всю трагичность этого злодеяния. Царь Славы, преданный лобзанием, облаченный в багряницу, венчанный терновым венцом под крики «Распни его!»(Ин 19:12) был вознесен на Крест. Рука, создавшая человека, была этим же самым человеком приколочена к дереву гвоздями… Но созерцая на распинатилей своих, Он говорил лишь «Прости им, ибо не ведают что творят»(Лк 23:34), даже в этот ужаснейший час проявляя Божественную любовь Создателя к своему созданию. 

Он пострадал за грехи всякого человека живущего до и после Его земного бытия —  «Грех вземляй мира» (Ин 1:29), а значит люди и по сей день распинают Христа в своих проступках, вновь и вновь в своих грехах приколачивая ко Кресту своего Спасителя — в этом есть парадокс и глобальность этого события, вбирающего в себя вообще всё бытие. И это огромная трагедия, потому что во всяком укорении, или осуждении, или лжесвидетельствовании, или в любом другом грехе по отношению к ближнему и к самому себе человек берет ответственность за пролитую на Голгофе кровь. 

От того и существует в Святой Церкви время покаяния, время постов, чтобы всякий верующий через воздержание от всякой вещи приближавшей ко греху смог изменить себя в лучшую сторону, то есть покаяться. Греческое слово «μετ?νοια» [метанойя] перенесенное в русский язык как «покаяние» дословно переводится как «изменение ума», то есть пост призывает человека переосмыслять свое бытие. Еврейское же слово «?????‏‎» [тшува], которое произносили Иоанн Предтеча и Спаситель вначале своей проповеди (Покайтесь ибо приблизилось Царствие небесное»(Мф 3:2)), переводится как «разворот в противоположную сторону», но так же несет в себе смысл покаяния. И, наверное, это евреское слово именно в этот момент более уместно, так как Крест призывает человека переосмыслить свою жизнь — ретроспективу своего бытия, вспомнить Распятие, цену всякого греха и развернуться в том смысле, что признать: до этого моманта он двигался не в ту сторону. А встав же на путь не «от» к «ко» Христу, должно изменить свой ум (μετ?νοια), упразднив в себе грех постными приношениями, чтобы с чистою совестью и горячим сердцем встретить велий двунадесятый Праздник Успения Пресвятой Богородицы. 

Чувашская Митрополия и Чебокасрская Епархия
Православная инициатива

© 2009 Покровско-Татианинский собор г. Чебоксары.
Сайт создан по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы.
Для связи с администрацией сайта pokrov21@mail.ru